Каталог статей
Меню сайта

Категории статей
Проза [72]
Рассказы, повести, эссе, произаические миниатюры
Любовная лирика [98]
Твердые формы запад [56]
сонеты, рондо, рондели, концоны, триолеты, октавы и т.д.
Твердые формы восток [31]
Хайку, танка, рубаи, газелы и т.д.
Критика, обзоры [15]
Литературная критика, обзоры, коллекции ссылок
Теория [1]
Теория литературы, учебники.
Video & audio [6]
Здесь публикуются ссылки на ваши музыкальные (голосовые) файлы. Сами файлы Вы можете закачать http://uploads.ru/
Детская литература [13]
Сказки, стихи, рассказы
Стихи, не вошедшие в рубрики [320]
Переводы [28]
Polish [1]
Необходимо руками в браузере выбрать ISO кодировку для Центральной Европы. It is necessary to choose hands in a browser ISO the coding for the Central Europe.
Детский рисунок [0]
Детское творчество [0]
Компьютеры и Интернет [0]
Статьи о полезных программах, приемах работы, необычных интернет забавах и проектах

Форма входа

Поиск по статьям

Друзья сайта


Главная страница » Каталог статей » Критика, обзоры
ХОРОШО ЛИ ТАМ, ГДЕ НАС НЕТ?

ХОРОШО ЛИ ТАМ, ГДЕ НАС НЕТ?
Мы с детства знаем, что тот, кто пустится в далёкий путь, должен быть готов к препятствиям и невзгодам. Если уж "от бабушки ушёл и от дедушки ушёл", - пеняй на себя. Мир полон неожиданностей и не всегда приятных; к ним можно и нужно готовиться, однако всего предвидеть невозможно. Но в путь тянет. Актёр из пьесы Ирины Коваль "Маринованный аристократ" выбрал свой путь с Востока на Запад по многим причинам: и дома его не всё устраивало, и манило, как многих, то о чём знал, слышал, но не видел. В общем, понял, что так будет лучше. Как герой "Ювенильного моря", пустился он в свой путь "лишь бы занять голову бесперебойной мыслью и отвлечь тоску от сердца". Актёр на первых порах не собирался "перестраивать земной шар" и добросовестно исполнял свои новые обязанности. Что поделаешь, из своего мира он попал в мир более сытый и обеспеченный, где ему могла достаться лишь роль прислуги.
В общем, Старик и Старуха, давшие Актёру возможность заработать, не требовали от него многого: заучи наш привычный образ жизни, исправно и по часам подавай нам еду и не слишком горячий чай, а главное - ни во что не вмешивайся. Казалось бы, что нет в этом ничего особенного, - работа несложная и даёт возможность заработать и выслать подарки жене. Но вместо того, чтобы радоваться и приспосабливаться, Актёр начинает активно вникать в ситуацию, в которую попал, причём подходя к ней со своей меркой. Пожилые и больные люди с дурацкими привычками и придирками, непривычно рациональные в примитивных житейских делах, строго придерживающиеся распорядка, начинают его раздражать. Оказывается, в прекрасной стране, для людей единственно важно знать, сколько холестерина содержится в котлете и не пропустить время, отведенное на чтение газеты. А Актёр ожидал чего-то более возвышенного от своих хозяев и потому начал быть слишком требовательным к ним. В таких благоприятных условиях жизнь у людей должна быть интереснее! Возможно, Актёру помогли бы увещевания, данные жаждущему странствий герою "Алхимика" П. Коэльо: "через эту деревню проходили люди со всего света. Они искали чего-нибудь нового, но сами оставались прежними. У них могут быть белокурые волосы или черная кожа, но они ничем не отличаются от наших с тобой односельчан". Но Актёр, притащивший за собой весь багаж своих представлений о жизни, начал играть со стариками во всё более опасные игры, пробуя дать им то, без чего их жизнь, по его мнению, скучна и неинтересна. Поначалу старики, продолжая, конечно, брюзжать, всё же довольно покорно воспринимают новые для них правила. Да, и чему удивляться, Актёр не перестаёт исполнять свои обязанности, готовит вкусные борщи, между делом перевоплощаясь то в послушного пёсика, то в дочку стариков. Настоящая дочь, видно, давно забыла родителей, а им так хочется пообщаться с ней, повоспитывать её, почувствовать себя нужными и причастными к её жизни, - Актёр даёт им такую возможность. Он понимает скрытые желания Старухи, советует ей, во что одеться и как накраситься, делает комплименты - давно забытые и такие желанные радости. Эти вечно недовольные и всех подозревающие старики, благодаря Актёру чувствуют себя чуть более сильными, молодыми и здоровыми. Несмотря на неоднократно высказанный Стариком запрет, пробуют всё же "волшебный напиток", которым их чуть ли не на силу угощает Актёр, и этот напиток на некоторое время возвращает им интерес к жизни. Они, оказывается, даже могут танцевать и веселиться. Но веселье не длится долго. И стариков танцами от маразма не спасти, и Актёру такая жизнь в тягость, - ведь он привык играть для более изысканной публики. А тем временем из дому приходят письма с нерадостными вестями: жена в им присланных одеждах разгуливает с другими, в театре - долгожданная роль Мазепы досталась другому актёру... Ну, чем хорошим может закончиться такое путешествие? И какой в нём был смысл? Нам трудно упрекать Актёра в том, что он неправильно жил и ступил не на свой путь. Никто не знает, чем отзовётся тот или иной поступок, пока его не совершишь. Можем только попробовать вообразить себе то, чего не случилось. Есть два варианта: в первом Актёр никуда не уезжает, ждёт своей роли в театре, смиряется с упрёками жены, никогда не попадает в мир людей, которых пробует чему-то научить. В этом случае он никогда не узнает, какова Вселенная за пределами его домашних привычных проблем, и сон о дальних странствиях всё равно не даст ему покоя. Второй вариант такой: Актёр уезжает, а через некоторое время, изучив другие страны и став богаче и умнее, возвращается домой. Но этого не произойдёт. Почему? Был ли Актёр не слишком последователен, или же по какой-то другой причине, но эта история не могла закончиться иначе. Были ли у Актёра основания подумать так, как пастух из "Алхимика" Коэльо: "Ни один день его с тех самых пор, как он ушел из дому, не пропал впустую. И если завтра глаза его закроются навеки, то они все же успели увидеть много больше, чем глаза других"? Во всяком случае, Актёр никогда не вернётся домой, навсегда оставшись с теми, кто не смог ни согласиться с его миром, ни навязать ему свой. Сюжет пьесы взят из реальной современной жизни: многих сограждан Актёра увлекли "кисельные берега". Не все осознавали, насколько их путешествие будет непохожим на детскую мечту о дальних странствиях.
Историю своего героя Ирина Коваль рассказала лёгким, весёлым языком, но трагический финал не был неожиданным. Уж слишком всерьез принял Актер Игру, наивно полагая, что ему на самом деле позволено поменяться ролями со своими хозяевами, хотя бы на минуту став настоящим аристократом. Как только Старику и Старухе надоедает подыгрывать зарвавшемуся Актеру, они тотчас показывают ему, со всей жестокостью реальной жизни, где его настоящее место. Старики не желали его смерти, но лишили жизни: обезглавили и замариновали, как тот повар из фильма Гринэвэя, который изготовил из своего соперника кулинарное блюдо. Таким образом, старики навсегда оставили Актёра себе, как любимую игрушку, которой время от времени можно уделять внимание: переворачивать, любоваться, досыпать приправы в маринад. Теперь они могут быть спокойны: к Актёру в маринаде можно относиться так же, как к цветам на клумбе. От них не ждешь неприятных сюрпризов, они не вмешиваются в жизнь, а только её украшают. А Актёру в его нынешнем состоянии тоже уже нечего бояться: он больше не чувствует невзгод жизни вне дома и ему не грозят разочарования, связанные с возвращением на родину. И маринад отлично сохранит его. Так что вовсе не обязательно гениально сыграть роль Мазепы, чтобы обрести бессмертие.
Категория: Критика, обзоры | Добавил: Молли (2006-03-21) | Автор: Анна
Просмотров: 793 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0 |
Комментарии
Всего комментариев: 4
4 coronelli  
0
Аня, все заявы на почту, сделаем.

3 coronelli  
0
Как ты здорово написала и такой у тя взгляд интнересный, ты признайся, пишешь пьессы или в театре играешь, так просто-вот так не напишешь ведь.

2 Молли  
0
Спасибо, Евгений!

Не знаете ли Вы, как можно исправить очепятку в уже опубликованном тексте?

dry


1 Евгений_Иванов  
0
Хорошо пишите. Но неужели, такой страшный спектакль? smile

Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz